Детские страхи.Что такое страх?

Человеку свойственно чего-то бояться. А уж ребенкутем более. Еще бы, ведь его окружает такой огромный и пока ещенеизведанный мир. Порой малыша может испугать то, что любому взросломупокажется глупостью. Детские страхи могут получить отголоски и вовзрослой жизни. Поэтому задача каждого родителя, воспитателя, психологавовремя помочь ребенку. Такого вида расстройства какстрахи появляются у 40% детей. Но страх вовсе не всегда являетсясимптомом нервного или психического заболевания. Родители по большейчасти объясняют тревожное состояние своих детей разными причинами:кого-то напугал фильм или книга, кого-то собака на улице и т.д.

Самоераспространенное мнение, что дети боятся всякой ерунды, но это тольконам, взрослым так кажется. Для ребенкаВзрослый человек был бы потрясен,если бы ему удалось заглянуть в мир детских страхов: обрывки сказок,кадры из фильмов, тень от дерева на окне, причудливое пятно на потолке,соседская собака, первобытные страхи из коллективного бессознательного— все это причудливым образом переплетается в детском сознании. Маленьким мужественным созданиям предстоит со всем этим справиться,ведь период детских страхов — это естественный этап взросления.Основные помощники в победе над собой — мама и папа.

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую какдействительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьбасо страхом не может продолжаться долго. На биологическом уровне страх -это выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего ворганизме человека гормональный взрыв. На психологическом уровне — этобоязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собойвыделение данного гормона.

Страх - это привычное чувство, которое мы испытываем достаточно часто.Один раз испытав страх в какой то ситуации, мы будем переживать похожиечувства каждый раз в аналогичных случаях. Страх появляется с опытом.Нас пугает то, что когда-то потревожило нашу душу и сознание. Редко кто боится тех предметов и ситуаций, в которых реально никогда не оказывался, или хотя бы не видел или не читал об этом.Страхи появляются вместе с познавательной деятельностью, ребенок растети начинает познавать окружающий мир. Он развивается в социуме, иведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколькограмотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровьемалыша.

Откуда берутся страхи

 Откуда берутся страхиПричина первая и наиболее понятная – конкретный случай, который напугал ребенка(укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаютсякоррекции. Но не у всех детей покусанных собакой развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера малыша (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность всебе, зависимость от других людей и т.д.) А эти черты характера могутвозникнуть, если родители сами запугивают ребенка: «Не будешь спать – заберет Баба-Яга!»

По большей части, мы сами учим наших детей бояться. Какое-то неосторожное слово может навсегда отложиться в памяти ребенка и привести к непоправимым последствиям, когда малыш будет бояться уже на бессознательном уровне.

Причиной детских страхов могут бытьмногочисленные запреты со стороны родителей и воспитателей, а так жегнев и угрозы взрослых в адрес ребенка. Так самые распространенные - это внушенные страхи. Их источник - взрослые, окружающие малыша (родители, бабушки,воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально,предупреждают ребенка об опасности, часто даже необратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация илиреакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже ясно чувствуеттревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, которыйможет закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхимогут зафиксироваться на всю жизнь. Конечно, когда ребенок вырастет, страх притупится, но не исчезнет!

Детская фантазия,одна из наиболее частых причин страха. Ребенок существо эмоциональное. Нередко он сам придумывает себе предмет страха. Разве многие из нас небоялись в детстве темноты? А почему? Не потому ли, что в темноте переднашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на наснабрасывались чудища? Но каждый ребенокпо-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу забудет иуспокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.

Существуют внутрисемейные конфликты. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей и боится оказаться их причиной.

Очень часто причиной страха у ребенка может быть взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, обижает его, и малыш не хочет идти в садик, вполне вероятно, что онбоится быть униженным. Так же причиной может быть распространениестрахов среди детей. Например, более сильный ребенок может запугивать малыша разными историями.

Причина последняя – наличие более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медики. Проявлением неврозаможно считать, те страхи, которые не считаются нормой для данноговозраста ребенка или очень сильное проявлениестрахов, которые входят в понятие нормы (см. табл.). Детский неврозстраха может быть наследственным заболеванием, передающимся всем членамодной семьи. В данном случае имеется в виду наследование типа нервнойсистемы и ее особенностей. Некоторые дети склонны к различным нервнымрасстройствам, т.е. они более ранимы, более эмоциональны, такие детичасто плачут, у них часто случаются истерики. Поэтому появлениекакой-то критической ситуации выбивает их из колеи еще больше.Например, люди с имунодифицитом часто болеют, к ним «пристают» всеинфекции. А дети с расшатанной психикой и неврозами, получают вдобавокеще и страхи.

Виды страхов

Виды страховНекоторые страхи сопровождают определенный возрастной период.

У детей до года они выражаются в беспокойстве при громких звуках, а также связанные с отсутствием матери или с ее настроением.

В 2-3 года ребенок может бояться наказаний, боли (например, у врача), одиночества и особенно темноты. Эти страхи типичны и нормальны для ребенка этого возраста.

Позднее в 3-4 года, появляются страхи, связанные с развитием фантазии ребенка. Малыш может сам придумать какое то чудовище и потом долго его бояться, думая, что оно живет под шкафом.

У детей 6-7 лет может появиться страх смерти,своей или своих близких. Ребенок уже знает, что человек может умереть,поэтому многие обычные бытовые или природные ситуации (гром, гроза ит.п.) могут вызывать панику.

Существует 3 вида страхов. В основеклассификации лежат предмет страха, особенности его протекания,продолжительность, сила и причины возникновения.

1. Навязчивые страхи. Эти страхи ребенокиспытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств,которые могут их за собой повлечь. К ним относятся, например, страхвысоты, закрытых и открытых пространств и др.

2. Бредовые страхи. Это самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенокбоится играть с какой-то игрушкой или боится одевать какую-то одежду.Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша. Ноесли вы обнаружили у ребенка такой вид страха, не стоит заранее пугаться. Возможно, причина окажется вполне логичной. Например, ребенокбоится надевать определенные ботиночки, потому что он просто когда-то вних поскользнулся и упал, больно ударившись, и теперь боится повторенияситуации.

3. Сверхценные страхи. Этистрахи самые распространенные. Они связанны с некоторыми идеями, какговорят, с «идеями фикс» ивызванны собственной фантазией ребенка. В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. Наэтих страхах, как правило, дети «зацикливаются» и не могут «вытащить»из своей фантазии. Сначала они соответствуют какой-либо жизненнойситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может.

К детскому сверхценному страху можноотнести: страх темноты, в которой детское воображение поселяет ужасныхведьм, оборотней и призраков, сказочных персонажей, а также страхпотеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.

Например, боязнь воды теоритически можно отнести к двум видам страха: навязчивым и сверхценным. Но если ребенок. когда-то тонул, и теперь боится воды - это навязчивый страх, а если нет причины, то это уже сверхценный

 

Теперь о "приобретенных" страхах.

Давайте проясним, какие страхи, и по каким причинам возникают, и что мы можем сделать, чтобы их предупредить.

Первая причина -это некое вполне конкретное событие, случай, реально произошедший сребенком. Например, ребенок боится заходить в лифт (или в другоезамкнутое пространство), потому что в нем ранее застревал, испытав приэтом ощущение беспомощности, страха, ужаса. Страх может быть связан собъектами, лицами. Сюда относятся страхи собак, отрицательныхперсонажей и ... "нехороших" людей.

Такого рода страхи легче другихподдаются коррекции и если неприятные события не повторяются, тонередко проходят сами собой. Однако не все дети приобретают страхи врезультате травмирующих событий. Многое зависит от особенностейхарактера ребенка, от степени его эмоциональной чувствительности ивосприимчивости, тревожности, что можно выделить как вторую причину.

Третья причина - это запугивание в воспитании.

Так, дети-дошкольники из конфликтныхсемей более часто, чем их сверстники боятся животных, природных стихий,заболеваний, смерти, им чаще снятся кошмары.

Иногда, родители не замечают того,как они своими высказываниями способствуют зарождению страхов уребенка. "Будешь капризничать - я тебя отдам чужой тете!". Здесь дваварианта исхода: ребенок понимает, что родители запугивают его длятого, чтобы получить желаемое поведение, и будет в дальнейшемиспользовать подобные способы управления людьми, или, действительноверит вашему запугиванию, и у него не только появляется ощущениенезащищенности в большом мире, но и вы выступаете для него источникомэтого страха.

"Не пугайте ребенка волками, милиционерами, врачами и т.п." - рекомендуют психологи.Ведь ребенок всерьез воспринимает то, что нам кажется незначимым илинереальным. Родители и другие взрослые люди могут внушить ребенку страхнереализуемыми угрозами вроде: "Если будешь плакать, то я вообще тебяздесь оставлю одного, явится Баба Яга и заберет тебя!"

Дело в том, что иногда, сами того неосознавая, взрослые прививают ребенку страхи: "Пойдешь к врачу - и онбудет тебе делать уколы." Да, уколы неприятны, и ребенок помнит обэтом. Но в следующий раз, когда нужно будет сделать прививку, ребенкасложно будет привести к врачу. Высказывания такого типа провоцируютстрах врачей. Давайте вспомним, сколько взрослых людей испытывают страхперед врачами. Может, Вы входите в их число, или ваши знакомые.

Причина четвертая -тревожные родители. Очень часто ваш ребенок боится чего-то не сам посебе, а потому, что этого боятся родители. Особенно часто такаяситуация случается в семьях, где мама или бабушка обладают высокимуровнем тревожности, который увеличивается во сто крат по отношению кмалышу. Особенно, если он - единственный, поздний или не слишкомздоровый. Для таких родителей мир вокруг их чада наполнен опасностями:"Не гладь собаку - укусит", "Не ходи по лужам - заболеешь", "Не ходиодин во двор - там хулиганы". Если ребенок здоров и психическиустойчив, то он, скорее всего, привыкнув, перестанет обращать на всеэто внимание, относясь к предостережениям взрослых как некоторому фону.Но беда в том, что наследственность и многократные повторения тожеспособны сделать свое дело: у тревожных матерей часто растут тревожныедети.

Причиной возникновения страха можетбыть как неподходящая для их возраста информация, услышанная потелевизору, так и какие-либо события, произошедшие неподалеку от вашегодома (например, драка или ограбление). Большое влияние оказывает идомашняя обстановка ребенка. В своем доме ребенок должен чувствоватьсебя защищенным от всех опасностей. К тому же, дети часто обсуждают,услышанное или увиденное между собой в школе. Они верят, что подобныеопасности могут случиться и с ними, и эти опасения неосознаннопреобразуются в детские страхи. Это, в общем-то, тоже нормальнаяреакция, позволяющая ребенку познавать реальности окружающего его мира.

Дополнительные источники страхов СМИ.

Обращайте внимание на то, какую информацию ребенок получает из средств массовой информации, что он видит в новостях.

То, что ребенок видит по телевизору- родителям нужно обязательно знать. Если ребенку внезапно сталисниться кошмары, участником которых является герой телепрограммы илимультфильма, то исключите из просмотра для вашего ребенка эти картины,замените на менее травмирующие.

Рядом с телевидением стоит литература

Чем меньше возраст ребенка, тембольшее впечатление производит на него чтение. Действительно, иногда увзрослого человека проходит некоторый мороз по коже при представлениикартины описываемых событий в детской литературе. Именно поэтому, читаяребенку незнакомую сказку, забегайте глазами по тексту вперед, когда выпочувствуете нежелательные слова, которые, возможно нарушат спокойноесуществование вашего ребенка, пересказывайте смысл происходящего своимисловами.

Довольно часто у нормально развивающихся детей бывают ночные страхи. Ребенок во время сна (чаще в первой половине ночи) внезапно свыражением ужаса на лице начинает кричать, пытается куда-то бежать илизащищаться от мнимых преследователей. По его отрывочным высказываниямудается понять, что он видит что-то страшное. Проснувшись, он в первуюминуту не узнает родителей, не понимает, где находится, контакт с нимневозможен, однако его удается быстро успокоить, и обычно он засыпаетвновь. Наутро ребенок полностью или частично забывает о ночныхпереживаниях, иногда у него сохраняются лишь отрывочные воспоминания.Ночные страхи возникают с разной частотой: каждую ночь, 1-2 раза внеделю или реже. Иногда в бессвязных, неразборчивых высказываниях можноуловить связь с психотравмирующей ситуацией.

Причиной ночных страхов могут статьразные житейские коллизии - пожар, драки, скандалы, укус собаки, яркиеустрашающие впечатления, особенно если ребенок испытывал страх,засыпая. Именно поэтому не стоит рассказывать детям страшные историиперед сном. И уж совсем недопустимо, чтобы ребенка будили семейныескандалы.

К счастью, большинство детских страхов,обусловлены возрастными особенностями и со временем проходят, но именнородители должны постараться, чтобы эти страхи не стали болезненнонавязчивыми и не сохранились на длительное время.

В плену у ночных ужасовВ плену у ночных ужасов

Есливаш ребенок боится засыпать в одиночестве или без света, перед сномпроявляет тревожность, а по ночам часто будит вас вскриком или простозовет в спальню, чтобы рассказать, что ему приснился страшный сон –значит, он стал жертвой ночного страха или ночного кошмара. Этодалеко не одно и то же. В отличие от сложных сценариев кошмарныхсновидений, ночной страх представляет собой достаточно простой икороткий сон, возникающий во время дельта-сна - самой глубокой фазы,когда разбудить человека очень трудно, а порой просто невозможно. Вдетском возрасте относительная доля дельта-сна больше, чем во взрослом,поэтому дети более подвержены ночным страхам. Ночные страхи обычновозникают в течение первого часа сна. Они часто сопровождаются довольногромким криком и пугающими реакциями – глаза могут широко раскрыться,ребенка бьет дрожь, он покрывается потом. Естественно, что подобноевызывает панику не только у ребенка, но и у его родителей. Но расспрашивать ребенка о происходящем ни в коем случае нельзя!Лучше всего снова уложить его в постель, успокоить, погладить поголове, сказать, что все в порядке. Как правило, после паническогоприступа человек довольно быстро засыпает и на следующее утро ничего непомнит. Ночные страхи у детей не являются признаками глубокихпсихологических проблем, но появляются в периоды жизни, насыщенныеэмоциями и событиями, сильными переживаниями. Также они бывают связаныс переменой привычной обстановки и потому могут быть связаны с приездомв летний лагерь или ночевкой где-нибудь в гостях. Ночные кошмары – этострашные сны, возникающие в фазе сна, когда человек, просыпаясь, помнитсодержание своего сна. Они бывают действительно жуткими, но, какправило, не вызывают такой физиологической реакции, как ночные страхи. Кошмары обычно возникают глубокой ночью, и они особенно часто беспокоят маленьких детей.

Как же нужно вести себя, если у вашего ребенка страхи?Как же нужно вести себя, если у вашего ребенка страхи?

Любые страхи детей требуют отродителей внимательного и тактичного отношения. Если ваш ребенок боитсязасыпать в темноте или оставаться один в комнате, ни в коем случаенельзя подвергать его "закаливанию" и запирать одного в темной комнате,"чтобы привыкал". В этом случае он не избавится от своего страха, алишь приобретет новые опасения или иные расстройства.

К сожалению, не все родителипонимают, сколь хрупка психика ребенка. Насмешка, грубый окрик,неоправданно строгое наказание могут серьезно ранить ее и привести кневрозу. Вообще, чего бы ни боялся ваш ребенок, каким бы пустяком никазался вам его страх, нужно показать ему, что вы его понимаете, что вего страхе нет ничего необычного, что и вы, и многие другие люди в еговозрасте испытывали что-то подобное.

Нельзя относиться к страхам детей, как к капризам, тем более наказывать детей за "трусость". Ведь страх, как уже говорилось, - одна из основных эмоций человека. В этихпереживаниях нет ничего противоестественного. Ни один ребенок нерождается трусом.

Но независимо от того, боится лиребенок чего-то воображаемого или реального, родители должны помочь емусправляться с его страхами.

Как же нужно вести себя, если у вашего ребенка страхи?

· Признавайте существование этого страха. Важно дать понять вашему ребенку, что вы его хорошо понимаете, и что, когда вы сами были ребенком, вы тоже боялись некоторых вещей. Этопозволит ребенку не зацикливаться на своем страхе. Помните, что дошкольники с трудом отличают реальный мир от воображаемого. Поэтому бесполезно говорить дошкольнику "Монстров не существует!", для него они также реальны, как и все остальное. Помогите ребенку облечь его страхив слова. Чем лучше он поймет свой собственный страх, тем менееугрожающим он будет казаться ребенку.

· Не принижайте значение этого страха для ребенка. Не отмахивайтесь от него в надежде, что с возрастом все пройдет. Говоря "Но это же глупо!" или "Такой большой мальчик боится такой ерунды!", вызаставляете ребенка чувствовать себя виноватым. А появившийся стыдможет помешать ребенку, в дальнейшем говорить об этих страхах, чтотолько усугубит ситуацию, поскольку страх только загоняется глубже.

· Уверьте ребенка в его безопасности. Он должен верить, что вы знаете, что делать, и не позволите случиться сним чему-либо плохому. Ничто так не способствует усилению страхов, какчувство, что взрослый растерян и не знает, что делать.

· Обсудите с ребенком его страхи. Родителидолжны помочь ребенку осознать, что же действительно его беспокоит, ипредложить решения, как можно с этим справиться. Но помните, что, вконце концов, ребенок должен научиться справляться со своими страхамисам.

· Во время приступов паники постарайтесь отвлечь внимание ребенка с помощью знакомых ему и любимых вещей. Можно почитать ему любимую книжку или поиграть в любимые игрушки.

· Не идите у страхов на поводу. Вы должны обеспечить ребенку поддержку и уверенность, но не стоитспециально менять весь свой жизненный уклад или окружающую обстановку.Такие радикальные перемены могут временно облегчить его беспокойство,но в долгосрочном плане они на подсознательном уровне внушают ребенку,что его страхи оправданы и реальны, и в дальнейшем его страхи могутвозобновиться с двойной силой, или возникнут новые.

· Посетите детского психолога или психотерапевта, если фобия усугубляется и сопровождается такими симптомами, как: ночноеили дневное недержание мочи, бессонница, потеря аппетита, слезливость.

Например, если ребенок боитсятемноты, но затрудняется описать, что же конкретно его пугает, можнозадать ему следующие наводящие вопросы: Ты боишься монстров? Или тыбоишься бандитов? Ты боишься, что может начаться пожар? Или ты простобоишься в темноте пойти в туалет?

Когда ребенок проговорил все своистрахи, следует попытаться найти решение проблемы: "Давай посмотрим,что мы с тобой можем сделать". Временным решением может быть: оставитьгореть ночник; спать в одной комнате с кем-либо из членов семьи (обычнострахи ребенка уменьшаются, даже если он спит в одной комнате с болеемладшим ребенком); поставить в комнате телефон, чтобы ребенок знал, чтовсегда сможет позвонить, если начнется пожар или придут бандиты;положить рядом с кроватью свисток, чтобы ребенок знал, что можетпредупредить вас в опасной ситуации. Ваша задача – внушить ребенкууверенность в его собственных силах.

You have no rights to post comments

Комментарии  

0 # jabe 27.04.2010 14:15
мне кажется все мы боялись темноты в детстве, хотя у нас в семье эта проблема решалась просто - помню было достаточно оставить включенным свет и мы с братом спокойно засыпали. со временем же страхи прошли.