Психическое развитие ребенка первого года жизниС момента своего появления на свет, новорожденный ребенок готов к активному установлению связей с внешним миром, за счет системы рефлексов: пищевых, защитных и ориентировочных. Однако без должного ухода за ним взрослых, новорожденный не в состоянии удовлетворить своей потребности. Постоянный контакт с мамой, папой другими членами семьи является основой развития младенца. Именно на первом году жизни мозг младенца развивается наиболее интенсивно. Ребенок, момент своего появления на свет беспомощный, к концу первого года овладевает прямостоянием, ходьбой, активной предметной деятельностью, начальным пониманием обращенной к нему речи.

Умственное развитие ребенка первого года жизни определяется, в основном, такими сферами:

1) моторика;

2) восприятие;

3) эмоции;

4) речь;

5) тонкие ручные движения.

Примерно в 1,5 раза увеличивается рост ребенка за первый год его жизни, а вес - почти в 2 раза. Должное внимание следуете уделить и психологическому развитию ребенка, его стремлению познать все что его окружает.

Уже с самого появления на свет педиатры советуют мамам и папам забыть о пеленании новорожденного, максимум с месячного возраста одевать детишек в ползунки и свободные рубашечки, чтобы дать крохи с самого появившийся на свет вовсю размахивал ручками и ножками, наслаждаясь радостью движений. Тугие пеленки давно ушли на задний план. Пеленание для малыши незаслуженное наказание с весьма неприятными последствиями: задержкой двигательного и психического развития. Также советуют отказаться от рукавичек и зашивать рукава. Нужно просто подстригать ноготки. А иначе как же он будет рассматривать ручки, шевелить пальчиками, учиться захватывать игрушки?

Начиная с первого месяце жизни ребенка, можно заметить как он пробует поднимает подбородок, на втором месяце уже удерживает голову и поднимает грудь, на четверном – пятом месяце малыш уже сидит с поддержкой, а в шесть - семь месяцев без поддержки, в 8-9 месяцев - стоит с поддержкой и отлично ползает на животе, а в 11-12 месяцев – самостоятельно начинает ходить.Один из первых элементами поведения являются: фиксирование предмета глазами, поворот головы в сторону звука, что свидетельствует о развитии у него восприятия.

На втором-третьем месяце жизни ребенка усиливается зрительное и слуховое восприятия, сосредоточение становится достаточно длительным. Благодаря этому ребенок может проследить за движущимся предметом.

В четвертом месяца ребенок уже не только смотрит и слушает, а активно реагирует, ориентируясь во всем происходящим. Младенца привлекает яркие цвета, движущиеся предметы, новые игрушки. Поэтому так важно, удовлетворять потребность ребенка в новых впечатлениях.

Первой и не маловажной эмоцией ребенка являются: крик, плач, нескоординированные движения ручек и ножек. В конце первого месяца жизни у ребенка появляются улыбка и он реагирует на ухаживания за ним человека - замирает, сосредотачиваясь на лицах, наклонившегося над ним, вскидывает ручки, перебирает ножками, гулит. Эта реакция получила название - "комплекс оживления".

В первом полугодие ребенок осваивает способами выражения эмоций – начиная от слабой улыбки ребенка до ярко выраженной с оживлением мимики и жестов. Во втором полугодии у ребенка появляется интерес к окружающему, то есть потребность в познании.

Ребенок учится понимать речь, различать знакомые и незнакомые голоса, эмоциональные оттенки обращенной к нему речи. Ребенок часто всматривается в лицо взрослого, получая удовольствие от имитации звуков и движений рта. Младенцы, открывшие удовольствие в звуках, часто вокализируют наедине или же выбирают игрушку, с которой "разговаривают". При ощущении поддержки ребенок начинает произносить более разнообразные и выразительные звуки.

Психическое развитие ребенка первого года жизниУже к концу первого года жизни ребенок может узнавать несколько слов в контексте, или же могут выполнять очень простые просьбы взрослых, подкрепленные жестами.

Воспитывайте своего ребенка первого года жизни в любви и нежности. Не бойтесь избаловать малыша. К дисциплине ребенка до года приучайте, используя его прекрасные возможности к отвлечению и переключению. Достаточно дать ребенку какую-то игрушку, взять его на руки, перенести в другое место, и он уже спокойно переключается с нежелательных занятий.

В этом возрасте ребенка нужно учить слову "нельзя". При этом проявляйте спокойствие, твердость и последовательность. Но запретов не должно быть слишком много, и вам следует определить самое главное, чего ребенок не должен делать. Наказывать малыша до года не имеет никакого смысла.

Развитии ребенка первого года жизни не маловажное значение имеет степень развития мелкой моторики рук. Примерно на четвертом-пятом месяце жизни появляются движения рук, направленные к предмету (ощупывание предмета). В 5-6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координации. Значение этого момента для дальнейшего интеллектуального развития велико: хватание - первое целенаправленное действие ребенка, которое является обязательным условием для развития предметного мышления.

Во втором полугодии движения рук развиваются все более интенсивно. Ребенок размахивает схваченными игрушками, бросает и подбирает их, кусает, перекладывает из одной руки в другую и т. д. После 7-8 месяцев ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки баночек. В 9-10 месяцев он начинает правильно использовать предметы по их назначению: из чашки будет пить, машинку будет катать, а куклу укачивать. Все эти действия ребенок выполняет по подражанию взрослому. Это и есть начало развития наглядно-практического мышления.

Тренировку мелкой моторики пальцев рук можно начинать с трех-четырехмесячного возраста ребенка. Вначале это только массаж кистей рук и пассивные сгибания и разгибания пальцев младенца (различные игры, потешки). С 7-8 месяцев возможна и активная тренировка: ребенка обучают перебирать сначала крупные, затем все более мелкие яркие предметы (пуговицы, бусы и т. п.). В конце первого года ребенку становятся доступны многие игры: со вкладышами, нанизывание колец пирамид, "театр пальчиков" и т. п.

Первый год жизни ребенка является решающим периодом познавательного развития: в это время он может многое приобрести, но и многое потерять. Более того, потери этого периода с возрастом восполняются труднее, а приобретения остаются надолго.

А главное, что ребенок первого года жизни больше всего нуждается в любви, заботе и ласке окружающих его взрослых, особенно матери.

You have no rights to post comments